Лаборатория

О ЛАБОРАТОРИИ

В течении 13 лет я работала вместе с Н.В. Карповым — первые годы, как ученик ассистент, в дальнейшем, как педагог ассистент в его лабораториях в Европе, и как педагог кафедры сценической пластики в ГИТИС в Москве, которой руководил Н.В. Карпов.FB_IMG_1428870846890

Николай Карпов родился в 1949г в России в г. Малоярославец. После окончания театрального училища им. Щепкина, работал актером театра и кино. Постепенно основной его деятельностью стала педагогика. Он преподавал сценическое движение на кафедре сценической пластики ГИТИСа, был многие годы заведующим этой кафедры. В начале педагогической деятельности, при подготовке и воспитании молодого актера, Карпов Н.В. опирался на уже имеющиеся наработки в предмете сценическое движение, затем постепенно сформировался его собственный метод работы с актером, который базируется на принципах театральной биомеханики Мейерходьда, методе физических действий Станиславского, методе М. Чехова и разносторонней работе с телом во всевозможных видах движения. Он внес свой огромный вклад в развитие этого предмета, дал толчок к развитию новых направлений в работе с телом актера. Особое внимание уделялось разносторонней подготовке тела актера к работе. Тело должно быть сильным, реактивным, способным работать со всевозможными видами движения. Сегодня этот предмет играет огромное значение в формировании актера. Разработке и расширению методик в этом предмете Н. Карпов посвятил большую часть своей жизни, более 30 лет.
Последние двадцать пять лет он много преподавал в Европе, особенно в Италии, где и разрабатывал свой уникальный метод работы по воспитанию актера, который представляет собой соединение принципов работы с движением и принципов работы с драматургическим текстом. Н. Карпов был замечательным мастером действенного анализа текста. Особое внимание уделял разработке направления, которое называл: от движения к действию. Последние десять лет мы проводили лаборатории совместно. После ухода из жизни Н. Карпова его метод работы продолжает жить. Лаборатории и семинары провожу я, опираясь на те же принципы, по которым мы работали вместе.

В лабораториях работа начинается сразу в двух направлениях. С одной стороны, идет работа с телом актера. Все начинается с активного тренинга, который необходим, чтобы подготовить тело к работе. Осваиваются различные виды акробатики, как индивидуальной, так и парной. Одновременно с этим идет работа с мелким и крупным предметом, работа с пространством, с партнером, с темпо-ритмом, с музыкой. Постепенно осваиваются, и начинают применяться, принципы театральной биомеханики. С другой стороны, одновременно с работой над телом, начинается работа с драматургическим текстом. Она начинается с анализа текста, который сразу переходит в поиск выразительного действия, благодаря которому можно построить ситуации, предложенные драматургией. Постепенно, принципы построения движения, базирующиеся на театральной биомеханике, которые осваиваются в тренинге, переносятся в работу с драматургией. Все понятия театральной биомеханики расширяются и углубляются в своем применении при работе с драматургией.

В зависимости от протяженности лаборатории, возможно различное завершение. Показ, состоящий из пластических композиций, сделанных во время тренинга, и драматургических сцен. Так же, возможно, завершение спектаклем.

ПЛАН РАБОТЫ В ЛАБОРАТОРИИFB_IMG_1428870886972

Творческое предложение

Семинар по театральной биомеханике

Освоение принципов театральной биомеханики в работе с движением

Перенос этих принципов в работу с драматургией

Построение драматургических сцен используя принципы театральной биомеханики

Семинар может длиться от 10 до 15 дней

Рабочий день 7 часов

Первые 3 часа физический тренинг

вторая половина дня — работа с текстом

1.Тренинг

  1. Тренинг под диктовку педагога на первом этапе, затем, при освоении всех принципов работы, тренинг становится самостоятельным, и состоит из трех частей
  2. Освоение элементы индивидуальной акробатики на полу
  3. Освоение элементы индивидуальной акробатики на больших предметах (стол, стул, куб, скамья…..)
  4. Работа с мелким предметом (гимнастическая палочка, теннисный мяч, баскетбольный мяч….)
  5. Освоение парной акробатики на полу
  6. Освоение парной акробатики с использованием крупных предметов
  7. Работа с любым предметом, предложенным студентом
  8. Работа с эмоциональным движением
  9. Работа с пространством индивидуально и в группе, в пустом пространстве и в декорации
  10. Работа со скоростью в различных видах движения
  11. Работа с импульсным движением, освоение принципов падения в пустом пространстве и с использованием предметов
  12. Освоение принципов построения движения на основе театральной биомеханики: принцип построения фразы. отказ. посыл. тормоз. точка
  13. На завершающем этапе освоения каждого раздела, студенты конструируют пластические композиции этюды, используя освоенные принципы построения движения
  14. Соединение движения и текста в определенных конструкциях с использованием принципов театральной биомеханики
  15. Создание пластических композиций на основе сцен из драматургии, с которой идет работа
  16. Работа с музыкой как с партнером в пластических композициях
  17. Работа с музыкой как с эмоциональным провокатором
  18. Поиск эмоционального движения, жеста, спровоцированного музыкой Выстраивание пластической композиции на основе найденного материала.

2.Работа с драматургическим текстом

  1. Анализ пьесы
  2. Анализ выбранных для работы сцен. В соответствии с анализом конструирование сцен; задача: выразить, построить ситуации между персонажами с помощью физических действий (каждый миллиметр любого движения является действием в ситуации персонажей).
  3. Если найден каркас сцены, эпизода сцены, то начинается поиск неожиданных, оригинальных действий и замена ими уже найденных более простых форм;
  4. Поиск и построение нескольких вариантов одной и той же сцены; для этого меняются отношения между персонажами (любит-любит; любит-не любит; не любит-любит; не любит-не любит)
  5. Работа с монологами

По мере освоения принципов театральной биомеханики в тренинге, происходит корректировка и уточнение в построении сцен. Корректировка происходит не только в физической, пластической жизни персонажа, но и во взаимосвязи движения и текста. Это делается, учитывая различные варианты построения текста и движения, которые обеспечивают более точные конструкции ситуаций.

Опыт показывает, что результат семинара зависит от подготовки группы.

Если одна и та же группа проходит несколько семинаров, то с такой группой возможно сделать спектакль, опираясь на изученные принципы театральной биомеханики.

FB_IMG_1446609774891 FB_IMG_1446609844993 FB_IMG_1446609875778 FB_IMG_1446609887991 FB_IMG_1446609897663 FB_IMG_1446609918314 FB_IMG_1446609931780 FB_IMG_1446609945418 FB_IMG_1446609990062 FB_IMG_1446610005946 FB_IMG_1446627066820

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Дмитрий Трубочкин. Биомеханика – историческое наследие или живая школа?