О ЛАБОРАТОРИИ
В течении 13 лет я работала вместе с Н.В. Карповым — первые годы, как ученик ассистент, в дальнейшем, как педагог ассистент в его лабораториях в Европе, и как педагог кафедры сценической пластики в ГИТИС в Москве, которой руководил Н.В. Карпов.
Николай Карпов родился в 1949г в России в г. Малоярославец. После окончания театрального училища им. Щепкина, работал актером театра и кино. Постепенно основной его деятельностью стала педагогика. Он преподавал сценическое движение на кафедре сценической пластики ГИТИСа, был многие годы заведующим этой кафедры. В начале педагогической деятельности, при подготовке и воспитании молодого актера, Карпов Н.В. опирался на уже имеющиеся наработки в предмете сценическое движение, затем постепенно сформировался его собственный метод работы с актером, который базируется на принципах театральной биомеханики Мейерходьда, методе физических действий Станиславского, методе М. Чехова и разносторонней работе с телом во всевозможных видах движения. Он внес свой огромный вклад в развитие этого предмета, дал толчок к развитию новых направлений в работе с телом актера. Особое внимание уделялось разносторонней подготовке тела актера к работе. Тело должно быть сильным, реактивным, способным работать со всевозможными видами движения. Сегодня этот предмет играет огромное значение в формировании актера. Разработке и расширению методик в этом предмете Н. Карпов посвятил большую часть своей жизни, более 30 лет.
Последние двадцать пять лет он много преподавал в Европе, особенно в Италии, где и разрабатывал свой уникальный метод работы по воспитанию актера, который представляет собой соединение принципов работы с движением и принципов работы с драматургическим текстом. Н. Карпов был замечательным мастером действенного анализа текста. Особое внимание уделял разработке направления, которое называл: от движения к действию. Последние десять лет мы проводили лаборатории совместно. После ухода из жизни Н. Карпова его метод работы продолжает жить. Лаборатории и семинары провожу я, опираясь на те же принципы, по которым мы работали вместе.
В лабораториях работа начинается сразу в двух направлениях. С одной стороны, идет работа с телом актера. Все начинается с активного тренинга, который необходим, чтобы подготовить тело к работе. Осваиваются различные виды акробатики, как индивидуальной, так и парной. Одновременно с этим идет работа с мелким и крупным предметом, работа с пространством, с партнером, с темпо-ритмом, с музыкой. Постепенно осваиваются, и начинают применяться, принципы театральной биомеханики. С другой стороны, одновременно с работой над телом, начинается работа с драматургическим текстом. Она начинается с анализа текста, который сразу переходит в поиск выразительного действия, благодаря которому можно построить ситуации, предложенные драматургией. Постепенно, принципы построения движения, базирующиеся на театральной биомеханике, которые осваиваются в тренинге, переносятся в работу с драматургией. Все понятия театральной биомеханики расширяются и углубляются в своем применении при работе с драматургией.
В зависимости от протяженности лаборатории, возможно различное завершение. Показ, состоящий из пластических композиций, сделанных во время тренинга, и драматургических сцен. Так же, возможно, завершение спектаклем.
Творческое предложение
Семинар по театральной биомеханике
Освоение принципов театральной биомеханики в работе с движением
Перенос этих принципов в работу с драматургией
Построение драматургических сцен используя принципы театральной биомеханики
Семинар может длиться от 10 до 15 дней
Рабочий день 7 часов
Первые 3 часа физический тренинг
вторая половина дня — работа с текстом
1.Тренинг
2.Работа с драматургическим текстом
По мере освоения принципов театральной биомеханики в тренинге, происходит корректировка и уточнение в построении сцен. Корректировка происходит не только в физической, пластической жизни персонажа, но и во взаимосвязи движения и текста. Это делается, учитывая различные варианты построения текста и движения, которые обеспечивают более точные конструкции ситуаций.
Опыт показывает, что результат семинара зависит от подготовки группы.
Если одна и та же группа проходит несколько семинаров, то с такой группой возможно сделать спектакль, опираясь на изученные принципы театральной биомеханики.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Дмитрий Трубочкин. Биомеханика – историческое наследие или живая школа?